В далёком 2002-м году небольшой чешской студией 2K Czech был выпущен скромный криминальный шутер под названием Mafia: City Of Lost Heaven. Вдохновлённый успехом GTA, проект задумывался как ее альтернатива, но, обладая небольшим бюджетом, игра никого не смогла удивить в техническом плане.
Однако, даже несмотря на не самый идеальный геймплей, она тут же была признана шедевром и по сей день является образцом видеоигры как искусства. Виной тому потрясающий сюжет и его подача. Проникновенная история таксиста Томми Анджело, волей случая попавшего в мафиозную семью, сильно запала игрокам в душу, поэтому продолжение серии было лишь вопросом времени. Mafia II, хоть и с большой нятяжкой, но все же смогла продолжить серию, хотя и была принята игроками довольно холодно. И вот, спустя четыре года состоялся анонс триквела, действие которого переносится в яркую и самобытную Луизиану 60-х годов.
После первого же трейлера, игровое сообщество в штыки восприняло новую «Мафию». Темнокожий главный герой, непривычные декорации Нью-Бордо (Новый Орлеан), отсутствие итальянцев в шляпах с автоматами Томпсона в руках, все это было «не в духе мафии». Поп-культура прочно сформировала культовый, но весьма спорный образ итальянских мафиози.
Здесь стоит отдельно отметить нового протагониста, Линкольна Клея. В первых двух частях главными героями были харизматичные итальянцы в дорогих костюмах, а Вито Скалетта и вовсе любил порассуждать о «благородстве» своего ремесла. В Mafia 3 разработчики не побоялись с ног на голову перевернуть как декорации, так и самих и героев. Будучи способными пойти по стопам многих своих коллег и поставить серию на конвейер, положившись на старый проверенный рецепт, 2K решились на совершенно новое и столь непривычное видение «Мафии».
Сюжет — лучшее, что есть в Mafia 3 и он наголову выше, чем в предыдущей части. Великолепная подача истории в виде хорошо поставленных видеороликов и псевдо-документальных вставок действительно заставляет поверить в происходящее, не опускаясь до неуместного пафоса и мелодрамы.
Вкратце о сюжете: один темнокожий парень оказывается в ситуации, в которой единственный смыслом его существования становится месть. Он задается целью весьма жестокими методами уничтожить криминальную империю дона мафии Нью-Бордо. Стоит заметить, что в кои-то веки мы управляем не шестеркой, беспрекословно исполняющей приказы (привет, Вито!), а полностью самостоятельным героем.
Линкольн Клей имеет четкую мотивацию, не скатывается до нытья и соплей, его поступками руководит логика и трезвый расчет, а местами он по-настоящему удивляет своим хладнокровием и жестокостью. Несмотря на столь избитую тему мести, здесь она не раздражает и не изобилует клише. Однако разработчики совершили большую ошибку, раскрыв множество сюжетных подробностей игры ещё до ее выхода. Если бы итог первых часов игры не был бы заранее известен посмотревшему пару трейлеров игроку, то несомненно, игра добилась бы ещё большего «вау-эффекта».
Отдельно стоит отметить персонажей в Мафии. Лично мне, до того как я попробовал игру и втянулся в процесс, они казались какими-то нелепыми и слишком карикатурными (только постаревший Вито Скалетта из второй части вызывал хоть какое-то доверие). Однако, на деле они оказались весьма живыми и интересными, чему поспособствовала великолепная лицевая анимация и озвучка, сделанная на высочайшем уровне. Концовок в игре несколько и на них напрямую влияют решения игрока.
Нельзя не высказаться про атмосферу и саундтрек. В игре, которую так яростно ругали за «навязанную толерантность», без прикрас показаны расизм и жестокие нравы южных штатов Америки в 60-х. Вишенкой на торте стал саундтрек из классического рока, который, в отличии от декораций, понравится всем без исключения.
Геймплей — одновременно плюс и минус Мафии. Основа игрового процесса — методичное истребление мелких мафиозных «шишек» и разрушение их бизнеса на пути к дону и попутное построение своей собственной криминальной империи. Главный принцип — захват контроля над разными районами города, разрушение местного криминального бизнеса — будь то рэкет, торговля наркотиками или проституция. Чтобы разрушить бизнес, необходимо нанести материальный ущерб на определённую сумму денег. Делается это с помощью множества средств: можно допросить информатора, ограбить склад, сорвать сделку и т.д.
После присвоения бизнеса целью становятся главы района, открываются миссии по их устранению (или вербовке) — настоящая отдушина после рутинных захватов. По началу геймплей затягивает, но со временем однообразие игрового процесса нагоняет тоску, а под конец игры бесконечные однотипные задания начинают откровенно раздражать. Также масла в огонь подливает просто отвратительный стелс со слепыми и не блещющими искусственным интелектом врагами (тем более, что в скрытном режиме можно пройти добрых три четверти игры), хотя в режиме стрельбы враги себя ведут более или менее адекватно.
Из плюсов можно отметить неплохую механику стрельбы, симулятивную физику машин и немалое количество ярких миссий по устранению основных мишеней. Ну а с технической стороны Mafia 3 откровенна плоха. Ужасная оптимизация (на консолях исправлена первым же патчем) и мыльная графика в духе игр трехлетней давности явно не красят новое творение 2K.
Несмотря на множество минусов, Mafia 3 — игра с отличным сюжетом и атмосферой. Она скорее всего понравится тем, кто ценит в играх историю и качественную подачу, но многие этого просто не оценят.
Mafia 3 отчаянно пытается принести что-то новое и интересное в культовую серию, но в итоге наступает на пятки сама себе, оставляя ощущение незаконченности.
Enter the text or HTML code here